«Мы живем так часто для себя, что делаемся близорукими и проходим со своими горестями мимо чужих скорбей, не понимая, что "делить свое горе - это его уменьшить, а делить свою радость - это ее увеличить". Откроем наши души, чтобы Божественное солнце милосердия их согрело». 

                                                                     КНЯГИНЯ ЕЛИЗАВЕТА ФЕДОРОВНА

 

   Дети есть цвет нации, зеркало народа и отблеск правителей. К сожалению, количество сирот в нашей стране растет год от года. На сегодняшний день количество детей, в силу обстоятельств оставшихся без родительского тепла, больше чем в послевоенные годы! Нам, взрослым, способным подарить таким детям чуточку сердечного тепла, вечно что-то мешает: то нехватка денег или времени, то смелости для принятия такого решения.

Однако каждый из нас в силах чем-то помочь детям. И если принять к себе малыша насовсем пока не представляется возможным, есть масса способов проявить участие – от покупки книг или игрушек для детского дома до опеки над конкретным ребенком. Может быть, какой-то из этих вариантов подходит именно Вам? Сделайте первый шаг, только не оставайтесь равнодушными, деля детей на «своих» и «чужих»!

А сколько детских домов по всей Беларуси! Есть дом малютки и дом ребёнка в Могилёве.    Если хотите лично общаться с детьми, помогать детям, выбирайте учреждение ближе к дому. Если же помощь Ваша анонимна, Вы можете отправлять посылки и от псевдонима, по мере возможности. Есть заблуждение, если мало, то это уже не помощь. Вовсе нет! Это помощь по силам самая лучшая, и дело потихоньку идет, и жив тот, кто помогает, без надрыва и жертв. 
Ознакомившись с материалами раздела «Как помочь детям?», Вы сможете выбрать наиболее приемлемую для Вас форму помощи.

 

 

Как помочь детям

 Помощь материальная
             Помощь хозяйственная
                          Помощь нематериальная
                                        Помощь организационная
                                                        Спонсорская помощь

Дети-сироты, они ничьи. В силу причин у них нет мамы и папы, которые стеной оградили бы от враждебного мира. За них некому заступиться и сами за себя постоять они тоже не могут. Самое простое – закрыть глаза и не замечать, сказать: «Каждый сам за себя». Или сослаться на то, что помогать им – обязанность государства. Но государство может дать лишь необходимый материальный минимум, а кто даст любовь, тепло, ласку и сострадание? Можно отмахнуться и сказать пусть воспитатели заботятся об этом. И они действительно заботятся, вкладывают душу в каждого ребенка, радуются его малейшим успехам, грустят, когда приходит время расставаться – в детских домах  работают люди удивительной души! Но и им нужна помощь. Чем больше людей смогут регулярно общаться с детьми, отдавая им частичку своего сердца, тем лучше эти дети потом, став взрослыми, смогут адаптироваться в обществе – ведь только через общение дети учатся быть открытыми миру, доверять людям и верить в собственные силы.

И Вы тоже можете помочь детям

Часто человек хочет помочь, но не знает, с чего начать. Прежде всего следует определиться, какая форма помощи будет наиболее приемлемой для Вас и не обременительной для Вашей собственной семьи.

Основная заповедь любой формы помощи – не навреди! Поэтому очень желательно согласовать планируемую помощь с администрацией десткого дома в соответствии с нуждами детей.

Помощь материальная

Администрация детского дома предоставила список того, что наиболее необходимо.

Материальную помощь можно условно разделить на финансовую (Вы можете перечислить некоторую сумму денег, если хотите, можете оставить пометку, на что Вы хотели бы, чтобы были потрачены Ваши средства) и вещественную: Вы можете принести новые или б/у вещи - разумеется, исправные (если речь идет о бытовых приборах) и чистые (если речь идет об одежде).

 

Помощь хозяйственная

Вы можете помочь руками: починить проводку, покрасить и разрисовать стены помещений, сделать песочницу или наладить неработающий смеситель.

Помощь нематериальная

Больше всего сиротам нужны любящие мамы и папы. Существуют разнообразные формы устройства ребенка в семью. Однако, в соответствии с законодательством Республики Беларусь, не допускается сообщение администрацией детских интернатных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, сведений о наличии в этих учреждениях детей, которые могут быть усыновлены, и данных о них отдельным гражданам, или юридическим лицам, кроме органов опеки и попечительства и Национального центра усыновления. Поэтому мы не можем разместить подробную информацию о воспитанниках детского дома.

Даже если взять ребенка в семью не представляется возможным, простое человеческое участие тоже может сделать большое дело. Детям детского дома не хватает положительного образа взрослого человека, обыкновенного нормального взрослого человека с его подвигами, заботами, интересами и бытовыми мелочами. Встреча ребенка с таким человеком (только действительная встреча!) определит его дальнейшую жизнь и поможет самому стать взрослым человеком. Сиротам не хватает опыта взаимодействия с окружающим миром - городом, природой, другими людьми. Включите ребенка в свой круг общения, в свой клуб, секцию или компанию. У социальных сирот нет опыта нормальной жизни в семье. У некоторых вообще нет опыта жизни в какой бы то ни было семье, у многих есть такой, что лучше бы его не было: Но ведь эти дети вырастают и образуют собственные семьи. А как создать собственную семью, если ни разу не жил в настоящей семье и по большому счету не знаешь, что это такое?!

Согласовав предварительно Ваше желание просто общаться с детьми-сиротами с администрацией, посоветовавшись с волонтерами и (важно!) ознакомившись с памяткой волонтёру, Вы можете посещать детей и оказывать посильную помощь в организации досуга детей:

·                     Организация кружков, секций.

·                     Организация праздников в детских учреждениях.

·                     Организация творческих конкурсов, спортивных соревнований.

·                     Организация экскурсий, поездок, походов для детей (кино, музеи, парки отдыха, прогулки).

·                     Организация и/или оплата летнего отдыха.

 

Этим детям зачастую недоступно то, что для нас и наших детей является обыденным, само собой разумеющимся, как то:

·                     посещение бассейна

·                     посещение катка

·                     посещение  детского развлекательного центра

·                     поездка на поезде

·                     поездка на легковом автомобиле

·                     компьютер

·                     и много чего другого....

 

Подумайте, может быть, Вы можете обеспечить ребенку исполнение какой-нибудь маленькой мечты.

 

Помощь организационная

 

·                     Вы можете делать обзвоны и/или координировать волонтеров.

·                     Вы можете искать информацию в интернете или наоборот, помещать ту или иную информацию в интернете (например, давать объявления на форумах и отслеживать ответы).

·                     Вы можете писать статьи для нашего сайта.

·                     Вы можете помогать нам писать официальные письма.

·                     Вы можете оказывать нам юридическую помощь.

·                     Если вы психолог, вы можете нам помочь, публикуя у нас на сайте тематические исследования и оказывая поддержку детям и родителям, усыновившим детей.

·                     Если вы умеете организовывать акции, круглые столы, благотворительные марафоны, мы будем рады с вами сотрудничать.

·                     Если вы общественная организация, вы можете поддержать нашу деятельность.

·                     Если у вас есть свой сайт, вы можете разместить там наш баннер.

·                     Если вы политик или депутат, мы бы попросили Вас сделать депутатский запрос или донести наши предложения до ответственных лиц.

 

Спонсорская помощь

Дом ребёнка  ищем спонсоров для больших проектов - оборудования игровых комнат, детских площадок или ремонтных работ в детском доме.

 

Приветствуются  любые новые идеи и Ваши предложения!

 

 

 

Формы устройства ребёнка в семью

 

Приоритетными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Беларусь являются защита их прав и интересов, полноценная реабилитация, социализация и успешная интеграция в общество. В качестве одной из мер, позволяющих реализовать государственную политику, выступает развитие института замещающих семей. Отечественный и мировой опыт убедительно показывает, что гарантии благополучного будущего ребенка-сироты, высшего в семье, значительно выше, чем воспитанного в учреждении.

В Республике Беларусь в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о браке и семье существуют разные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

·                     Усыновление (удочерение). Утверждается решением суда по месту нахождения ребенка. Ребенок становится полноправным членом семьи. Усыновитель может присвоить ребёнку свою фамилию, поменять имя, отчество, дату и место рождения.
Тайна усыновления охраняется законом. Государство не оказывает никакой помощи и не участвует в жизни семьи после усыновления, за исключением общедоступных форм социальной поддержки (послеродовой отпуск и пр.).

·                     Опекунство (попечительство). Устанавливается решением органа опеки и попечительства по месту нахождения ребенка. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и несет полную ответственность за ребенка, однако формально права опекуна отличаются от родительских: биологические родители имеют право навещать ребенка, подопечный ребенок может быть усыновлен третьими лицами либо возвращен родителям, опекун не вправе присвоить ребёнку свою фамилию, поменять имя, отчество, дату и место рождения. Труд опекуна не оплачивается, однако опекун получает ежемесячные выплаты на содержание ребенка. При необходимости по исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жильё. Органы опеки регулярно контролируют условиями содержания, воспитания и образования ребенка.

·                     Приемная семья. Cоздаётся на основании договора между приемными родителями и органами опеки по месту нахождения ребенка.
Обычно в приемную семью передают детей, которых юридически невозможно передать на усыновление. Биологические родители имеют право навещать ребёнка, ребенок может быть изъят из приемной семьи, усыновлен третьими лицами. В приемной семье один или оба родителя наделены полномочиями опекунов ребенка вплоть до его совершеннолетия, получают пособие на его содержание, зарплату за его воспитание и не состоят с ним в алиментных отношениях.

·                     Патронат. Устанавливается на основании договора между патронатным воспитателем и патронатной службой воспитательного учреждения. Воспитатель принимается в штат воспитательного учреждения. Под патронат передаются дети, которым временно требуется заменяющая семья. Ребёнок может быть изъят из семьи воспитателя, передан на усыновление, возвращен биологическим родителям. Общение ребенка с биологическими родственниками, как правило, обязательно. В патронатной семье один из родителей имеет статус патронатного воспитателя, является сотрудников учреждения для детей-сирот, на время пребывания ребенка в семье разделяет ответственность за его воспитание с опекуном, которым остается директор детского учреждения; патронатный воспитатель получает пособие на содержание ребенка и зарплату за его воспитание.

·                     Наставничество (гостевой режим, или режим «выходного дня»). Устанавливается на основе личной договоренности с администрацией детского дома. На гостевой или режим “выходного дня” традиционно отдают детей начиная с 6-7 лет. Гостевой может быть как прелюдией к оформлению опеки, если кандидат уже получил направление на посещение, но так и не смог принять решение за отведенные 10 дней, так и как способ позволить детям получить хоть какой-то опыт жизни в семье, если шансы на постоянное устройство у них – в силу возраста или состояния здоровья – невелики. Семьи, принимающие ребенка на гостевой режим, не получают никаких выплат, кроме – иногда – продуктов по нормам питания для воспитанников детдома, что является скорее инициативой администрации, чем законным правом.

Разнообразие форм семейного устройства детей-сирот позволяет максимально учитывать специфичность жизненной ситуации конкретного ребенка при определении его дальнейшего жизнеустройства.

Следует сказать, что правовая база, регламентирующая деятельность по защите детей-сирот в Республике Беларусь, является достаточно разработанной. Ее составляют ряд законов, постановлений и других нормативных актов:
Закон Республики Беларусь «О правах ребенка»
Закон Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь»
Закон Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Кодекс Республики Беларусь о браке и семье
Декрет Президента Республики Беларусь №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»
Положение о порядке организации работы по установлению опеки (попечительства) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
Положение о приемных родителях и др.

Приоритет семейного устройства детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, изменил существующую ранее ситуацию с воспитанием этой категории детей.

Самый лучший и наиболее соответствующий интересам ребенка способ устройства сирот на воспитание – усыновление. В семьях граждан Беларуси воспитываются около 6,3 тыс. усыновленных детей, теперь уже бывших сирот.

Органы охраны детства оказывают комплексную помощь семьям, принявшим на воспитание детей-сирот, ведут контроль за условиями их жизни в семьях. Замещающим семьям  увеличены ежемесячные денежные выплаты. Кроме того, им компенсируются расходы на коммунальные и бытовые услуги в расчете на каждого ребенка-сироту. Дополнительная материальная поддержка семьям, воспитывающим детей-сирот, оказывается общественными благотворительными фондами и организациями – областными отделениями Белорусского детского фонда, общественного объединения «Красный крест» и другими.

В статье использованы материалы: Министерства образования Республики Беларусь,  Белорусского телеграфного агентства www.belta.by

 

Усыновление шаг за шагом

ШАГ 1

По направлению управления (отдела) образования по месту жительства Вам необходимо пройти медицинское обследование и получить в государственной организации здравоохранения медицинское заключение о состоянии здоровья кандидата в усыновители.

Получить по месту работы справки о занимаемой должности и заработной плате за предшествующий усыновлению год.

Получить в жилищно-эксплуатационной службе по месту жительства копию лицевого счета, либо сделать копию с документа, подтверждающего право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение.

С паспортом или иным документом, удостоверяющим личность, и вышеуказанными документами Вы должны обратиться в управление (отдел) образования по месту жительства с письменным заявлением о выдаче акта обследования условий жизни кандидата в усыновителя (усыновителей), (далее - акт обследования).

При обращении супругов необходимо приложить нотариально заверенную копию свидетельства о браке, либо заверенную непосредственно управлением (отделом) образования.

ШАГ 2

Управление (отдел) образования в течение одного месяца со дня Вашего обращения проводит обследование условий жизни кандидатов в усыновители, изучает личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивает готовность всех членов семьи удовлетворить жизненные потребности детей, проводит либо организует психологическое обследование кандидатов в усыновители.

По желанию кандидатов в усыновители психологическое обследование может осуществляться специалистами Национального центра усыновления по направлению управления (отдела) образования.

Психологическое обследование кандидатов в усыновители занимает 2-3 недели и включает в себя собственно обследование, а также обязательные занятия (как правило в группе) по подготовке к выполнению родительских функций по отношению к усыновляемому ребенку «Родительская компетентность: механизмы и закономерности формирования».

В работе психолога используются такие методы как беседа, анкетирование, психологическое тестирование, некоторые техники семейного консультирования (техники рефлексивного общения, активного слушания, рефлексирование переживаний и чувств клиента), элементы игровой, семейной психотерапии.

Первая встреча занимает примерно 2-3 часа, и включает в себя:

1.                собеседование;

2.                формализованное интервью;

3.                тестирование:

o             «Шестнадцать личностных факторов (16PF) Кеттелла»

o             Методика измерения родительских установок и реакций («PARI»)

o             «Цветовой тест отношений»

Вторая встреча назначается по необходимости.

При повторной встрече, с кандидатами в усыновители проводится индивидуальное интервью, по которому, а также на основании первой встречи, складывается психологичнеский портрет кандидата в родители.

Одновременно выясняются такие вопросы, как:

·                     истинная мотивация кандида

·                     серьезность намерений и степень его готовности к приему ребенка в семью

·                     характер и личностные особенности потенциального родителя (гибкость, терпение, готовность к сотрудничеству и пр.)

 

Занятия в группе начинаются по мере ее формирования (минимум три семьи) и включают в себя 3-4 встречи, в основном в будние дни, вечернее время (18.00), длительностью 2-3 астрономических часа.

По окончании занятий кандидаты в усыновители получают результаты психологического обследованияпо форме, утвержденной Министерством образования РБ (Приложение 1 к постановлению МО РБ 12.03.2007 № 20).

 

ШАГ 3

По истечении одного месяца с момента Вашего обращения в управление (отдел) образования с необходимыми документами, Вам выдается акт обследования, в котором указывается готовность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, а также в числе иных, следующие сведения:

·                     о наличии либо отсутствии судимости у кандидатов в усыновители;

·                     о том, лишались ли он родительских прав, были ли ограничены в родительских правах, было ли ранее в отношении них отменено усыновление, признавались ли недееспособными или ограниченно дееспособными;

·                     о том, отстранялись ли они от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

·                     о том, не признавались ли ранее дети кандидатов в усыновители нуждающимися в государственной защите.

Данные сведения запрашиваются управлением (отделом) образования самостоятельно.

 

ШАГ 4

Если в выданном Вам акте обследования содержится положительное заключение, можно приступать к подбору ребенка для усыновления.

Районное (городское) управление (отдел) образования осуществляет подбор ребенка, соответствующего Вашему запросу только в детских интернатных учреждениях или организациях здравоохранения, находящихся на территории данного района, города.

Вы имеете право, предоставив акт обследования и документы, выданные управление (отделом) образования, обратиться в Национальный центр усыновления, где и будет осуществлен подбор ребенка из республиканского банка данных об усыновлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Сведения банка данных об усыновлении (удочерении) детей представляются как в электронном виде, так и на бумажных носителях в форме личных карточек детей. Вы самостоятельно определяете, с каким видом информации о детях (в электронном виде или на бумажном носителе) Вам предпочтительнее и удобнее знакомиться.

 

ШАГ 5

Если Вы подобрали ребенка, Вам выдается направление для знакомства.

Перед знакомством с ребенком Вы будете проинформированы о ряде правил, которых целесообразно придерживаться.

Ваш первый контакт возможен только в присутствии специалиста по охране детства и опекуна ребенка.

Вас обязательно ознакомят со всеми имеющимися сведениями о ребенке, а именно: о состоянии здоровья, возможном прогнозе развития, социально-правовом статусе, предоставляют информацию о родителях, наличии братьев, сестер, родственников у ребенка, их состоянии здоровья, особых потребностях ребенка, наличии оснований для получения пенсий, пособий и т.д.

Отказ от усыновления данного ребенка, не является препятствием для получения направление на знакомство с другим ребенком для усыновления.

 

ШАГ 6

Если принято решение об усыновлении именно этого ребенка, Вам необходимо обратиться в суд.

Заявление об усыновлении или удочерении ребенка подается гражданами Республики Беларусь, желающими усыновить ребенка, в районный (городской) суд по месту своего жительства или по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка и рассматривается судом в порядке особого производства, установленном §10 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь.

В заявлении об усыновлении ребенка должны быть указаны:

1.                фамилия, собственное имя, отчество, дата рождения и место жительства усыновителя (усыновителей);

2.                фамилия, собственное имя, отчество, дата рождения и место жительства (нахождения) усыновляемого ребенка;

3.                обстоятельства, обосновывающие просьбу усыновителя (усыновителей) об усыновлении ребенка.

В заявлении об усыновлении ребенка Вы можете отразить просьбу об изменении фамилии, собственного имени, отчества усыновляемого ребенка, даты его рождения в пределах одного года, места рождения усыновляемого ребенка в пределах Республики Беларусь, а также о записи усыновителя (усыновителей) в записи акта о рождении ребенка в качестве родителя (родителей).

К заявлению об усыновлении ребенка Вами должны быть приложены:

1.                копия свидетельства о браке усыновителя (усыновителей) - при усыновлении ребенка лицом (лицами), состоящим (состоящими) в браке;

2.                документ, подтверждающий согласие одного из супругов на усыновление, - при усыновлении ребенка другим супругом;

3.                медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителя (усыновителей);

4.                акт обследования органа опеки и попечительства условий жизни усыновителя (усыновителей), содержащий в числе других сведений информацию о том, имел ли усыновитель на момент усыновления судимость за умышленные преступления, лишался ли родительских прав или был ограничен в них, признавался ли недееспособным или ограниченно дееспособным, отстранялся ли от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей, не было ли ранее в отношении его отменено усыновление;

5.                справки с места работы усыновителя (усыновителей) о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах за предшествующий усыновлению год;

6.                документ, подтверждающий право пользования усыновителем (усыновителями) жилым помещением или право собственности на жилое помещение.

За рассмотрение судом заявления об усыновлении необходимо уплатить государственную пошлину в размере 2-х базовых величин.

Заявление об усыновлении рассматривается судом в течение пятнадцати дней со дня подачи в суд заявления усыновителя (усыновителей).

Вам следует знать, что в соответствии со статьей 393 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, суд при подготовке дела к судебному разбирательству выносит определение о предоставлении органами опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка заключения об обоснованности и соответствия усыновления интересам ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителя (усыновителей) с усыновляемым ребенком.

К своему заявлению орган опеки и попечительства прилагает:

1.                свидетельство о рождении усыновляемого ребенка

2.                медицинское заключение о состоянии здоровья, физическом и умсвенном развитии усыновляемого ребенка

3.                документ, подтверждающий согласие усыновляемого ребенка, достигшего возраста десяти лент, на усыновление, а также на возможные изменения его фамилии, собственнного имени, отчетсва и запись усыновителя (усыновителей) в качестве его родителя (родителей), за исключением случаев, если такое согласие в соответствии с законом не требуется

4.                документ, подтверждающие согласие родителей ребенка на его усыновление (при усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, которые не приобрели полную дееспособность, также документ, подтверждающий наличие одного из обстоятельств, при которых в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об раке и семьеусыновление ребенка допускается без согласия его родителей

5.                сведения о наличии и месте нахождения братьев и сестер усыновляемого ребенка.

 

Дела об усыновлении ребенка суд рассматривает с обязательным участием самого усыновителя (усыновителей), представителя органа опеки и попечительства, прокурора. Дела об усыновлении рассматриваются судом в закрытом судебном заседании.

Суд, рассмотрев заявление об усыновлении ребенка по существу, выносит мотивированное решение об удовлетворении заявления об усыновлении либо об отказе в его удовлетворении. В решении суда должно быть указано об удовлетворении либо отказе в удовлетворении просьбы усыновителя (усыновителей) об изменении фамилии, собственного имени, отчества, даты и (или) места рождения усыновляемого ребенка, а также о записи усыновителя (усыновителей) в записи акта о рождении в качестве родителя (родителей) усыновленного ребенка.

В интересах ребенка при усыновлении его одним лицом в решении суда об усыновлении по желанию матери, если усыновитель - мужчина, или по желанию отца, если усыновитель - женщина, а также если один из родителей усыновляемого ребенка умер, то по просьбе родителей умершего родителя (деда или бабки ребенка) указывается о сохранении правоотношений усыновленного ребенка с одним из родителей или с родственниками умершего родителя.

При удовлетворении заявленной просьбы взаимные права и обязанности усыновителя (усыновителей) и усыновленного ребенка устанавливаются со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка (т.е. через 10 дней с момента вынесения решения суда).

ШАГ 7

При наличии у Вас вступившего в силу решения суда об усыновлении, либо в случае допущения судом немедленного исполнения такого решения, Вы можете забрать ребенка из учреждения или приемной семьи, где он находится.

Усыновленный ребенок передается усыновителям в сезонном комплекте одежды.

Одновременно усыновителям передаются:

·                     свидетельство о рождении ребенка;

·                     выписка из истории развития ребенка (истории развития новорожденного) или о состоянии здоровья;

·                     информация о состоянии здоровья матери и течении родов (в случае передачи ребенка из родильного дома, родильного отделения организации здравоохранения);

·                     документы об обучении (для детей школьного возраста);

·                     документы о родителях (копия свидетельства о смерти, решение суда и другие документы, подтверждающие отсутствие правоотношений родителей с ребенком);

·                     информация о наличии и местонахождении братьев и сестер;

·                     опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;

·                     документ, подтверждающий наличие у ребенка жилого помещения (его части);

·                     иные документы, имеющиеся в личном деле ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вам необходимо знать, что в течение трех лет после усыновления не реже одного раза в год осуществляется обязательный контроль за условиями жизни и воспитания усыновленных детей в семьях усыновителей. Обследование условий жизни и воспитания ребенка проводится управлением (отделом) образования по месту жительства, может проводится также Национальным центром усыновления.

На каждого усыновленого ребенка управление (отдел) образования по месту фактического проживания усыновленного ребенка, формирует личное дело.

Для формирования личного дела усыновленного ребенка Вам необходимо предоставить управлению (отделу) образования:

·                     выписку из решения суда об усыновлении;

·                     копию нового свидетельства о рождении ребенка;

·                     выписку из лицевого счета или справку о составе семьи с места жительства усыновителей.

Если Вы желаете получать ежемесячные денежные выплаты на усыновленного ребенка до достижения им 16-летнего возраста, Вам необходимо обратиться в управление (отдел) образования по месту жительства с письменным заявлением.

При перемене места жительства усыновленного ребенка Вы должны известить управление (отдел) образования, на территории которого Вы проживали, о необходимости прекратить ежемесячные денежные выплаты (если таковые осуществляются) и передать личное дело усыновленного ребенка в управление (отдел) образования по новому месту жительства.

Управление (отдел) образования по новому месту жительства усыновленного ребенка в двухнедельный срок со дня прибытия ребенка информирует об этом управление (отдел) образования по его прежнему месту жительства.

С Вашего согласия либо по просьбе к обследованиям условий жизни и воспитания усыновленных детей могут быть привлечены разные специалисты (педагог-психолог, педагог социальный).

Помните, что по любым вопросам жизни и воспитания усыновленного ребенка в семье, в любой момент Вы можете обратиться за консультативной психологической, юридической помощью в отдел (управление) образования и в Национальный центр усыновления.

По материалам изданий Национального центра усыновления министерства образования Республики Беларусь

 

 

Опекунство

Одной из форм устройства ребенка в семью является опекунство. На этой странице мы собрали статьи Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, касающиеся опекунства.

Суд обязан в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения о признании лица недееспособным или ограниченно дееспособным сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту жительства лица, признанного недееспособным или ограниченно дееспособным, для установления над ним опеки или попечительства.

Статья 151. Назначение опекуна или попечителя

Для осуществления обязанностей по опеке или попечительству органы опеки и попечительства назначают опекуна или попечителя.

Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия.

Опекун или попечитель должен быть назначен не позднее месячного срока с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости установления опеки или попечительства.

Один опекун, попечитель может быть назначен нескольким подопечным, если их интересы не находятся в противоречии. Лица, не состоящие между собой в браке, не могут быть назначены опекунами, попечителями одного подопечного.

На основании решения органа опеки и попечительства о назначении гражданина опекуном или попечителем ему выдается удостоверение на право представления интересов подопечного, порядок выдачи которого определяется Правительством Республики Беларусь.

Статья 152. Выбор опекуна или попечителя

При выборе опекуна или попечителя должны быть приняты во внимание его личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним, членами его семьи и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а также, если это возможно, желание подопечного.

Попечитель над совершеннолетним дееспособным лицом, не имеющим возможности по состоянию здоровья самостоятельно защищать свои права и выполнять свои обязанности, может быть выбран только с согласия подопечного.

Статья 153. Лица, имеющие право быть опекунами и попечителями

Опекунами и попечителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, а также несовершеннолетние, приобретшие в соответствии с законодательством Республики Беларусь полную дееспособность, за исключением:

·                     лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

·                     лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и выполнять обязанности опекуна, попечителя;

·                     лиц, лишенных судом родительских прав;

·                     бывших усыновителей, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;

·                     лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

·                     лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за умышленные преступления, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления против человека;

·                     лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей в соответствии с частью первой статьи 85-1 настоящего Кодекса.

Перечень заболеваний, при наличии которых лица не могут быть опекунами и попечителями, устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

При наличии нескольких лиц, желающих стать опекунами, попечителями одного и того же подопечного, преимущественное право предоставляется родственникам подопечного при условии обязательного соблюдения требований статьи 152 настоящего Кодекса и настоящей статьи, а также интересов подопечного.

Статья 154. Контроль за деятельностью опекунов и попечителей

Контроль за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных.

Органы опеки и попечительства обязаны проводить контрольные обследования условий жизни подопечных не реже двух раз в год.

Статья 155. Опека над имуществом, находящимся не по месту жительства подопечного

Если у лица, над которым установлена опека или попечительство, имеется имущество, находящееся в другой местности, то охрана этого имущества возлагается на орган опеки и попечительства по месту нахождения имущества. В случае необходимости этот орган может назначить опекуна над имуществом или передать имущество подопечного на хранение.

Статья 156. Безвозмездность выполнения обязанностей опекунов и попечителей

Обязанности по опеке и попечительству выполняются безвозмездно.

Опекун или попечитель имеет право на возмещение расходов, которые он понес из собственных средств на ремонт, содержание имущества подопечного, другие необходимые нужды.

Статья 157. Обязанности опекунов и попечителей по охране личности и здоровья несовершеннолетних, совершеннолетних подопечных и защите их прав и законных интересов

Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании несовершеннолетних, совершеннолетних лиц, находящихся под их опекой или попечительством, создании этим лицам необходимых бытовых условий, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и законные интересы.

Опекуны над недееспособными лицами вследствие их душевной болезни или слабоумия обязаны, кроме того, следить за осуществлением над подопечными постоянного медицинского наблюдения. В случае выздоровления подопечного опекун обязан заявить в суд ходатайство о признании подопечного дееспособным.

Обязанности, предусмотренные настоящей статьей, не возлагаются на попечителей над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами.

Статья 158. Права и обязанности опекунов, попечителей по воспитанию несовершеннолетних

Опекуны, попечители над несовершеннолетними имеют право и обязаны воспитывать подопечных, заботиться об их физическом развитии и обучении, готовить их к общественно полезному труду.

Опекуны, попечители вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой, попечительством, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства.

Опекуны, попечители с учетом мнения ребенка имеют право выбора учреждения образования и формы обучения ребенка до получения им общего среднего образования и обязаны обеспечить получение ребенком общего базового образования.

Опекуны, попечители не вправе препятствовать ребенку общению с родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка. Споры, в случае их возникновения, разрешаются органом опеки и попечительства.

Граждане, назначенные опекунами, попечителями, обязаны проживать совместно со своими несовершеннолетними подопечными.

В отдельных случаях орган опеки и попечительства может дать разрешение на раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим четырнадцати лет, если раздельное проживание не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и законных интересов подопечного.

О перемене места жительства опекуны, попечители обязаны извещать орган опеки и попечительства.

Статья 159. Право опекунов, попечителей требовать возврата им детей от лиц, удерживающих их у себя без законных оснований

Опекуны, попечители вправе требовать возврата им подопечных от любых лиц, удерживающих их у себя без законных оснований.

Это право опекуны, попечители реализуют в порядке, предусмотренном статьей 79 настоящего Кодекса.

Статья 160. Гражданско-правовые обязанности опекунов, попечителей

Опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

Попечители оказывают подопечным содействие при осуществлении ими своих прав и выполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Попечители над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет дают согласие на совершение тех сделок, которые по закону несовершеннолетний не вправе совершать самостоятельно.

Попечители над ограниченно дееспособными лицами дают согласие на получение этими лицами причитающихся им платежей и на распоряжение полученными денежными суммами и иным имуществом в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь.

Статья 161. Сделки, для совершения которых требуется предварительное разрешение органов опеки и попечительства

Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе по обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его в аренду (в наем), безвозмездное пользование или в залог; сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Разрешение на заключение договоров и совершение других юридических действий, указанных в настоящей статье, дается в письменной форме каждый раз, когда возникает необходимость совершить такое действие.

Статья 162. Сделки, которые не вправе совершать опекун, попечитель, и последствия их совершения

Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

Совершение договора дарения от имени подопечного малолетнего не разрешается.

В случае совершения сделок опекуном или попечителем с нарушением требований настоящей статьи они признаются недействительными как не соответствующие требованиям закона в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь.

Статья 163. Содержание подопечных

Опекуны, попечители не обязаны содержать лиц, находящихся под их опекой, попечительством, за счет собственных средств.

Пособие на несовершеннолетних подопечных назначается на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Статья 164. Распоряжение текущими доходами (поступлениями) подопечных

Суммы, следуемые подопечным в качестве пенсий, пособий, алиментов и других текущих поступлений, поступают в распоряжение опекуна или попечителя и расходуются ими на содержание подопечных.

Если этих сумм недостаточно для покрытия всех необходимых расходов, то они могут быть возмещены из другого имущества, принадлежащего подопечному.

Несовершеннолетние подопечные в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно получают и распоряжаются своим заработком, стипендией и иными собственными доходами, осуществляют права автора изобретения, промышленного образца, произведения науки, литературы или искусства, иного охраняемого законодательством результата своей интеллектуальной деятельности, вносят денежные средства в банки или небанковские кредитно-финансовые организации и распоряжаются ими в соответствии с законодательством, совершают мелкие бытовые сделки, сделки, направленные на безвозмездное получение выгод, не требующие нотариального удостоверения или оформления либо государственной регистрации, сделки по распоряжению средствами, предоставленными опекуном, попечителем или с согласия опекуна либо попечителя третьим лицом для определенной цели или свободного распоряжения.

При наличии достаточных оснований суд по ходатайству заинтересованных лиц может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными собственными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме.

Статья 165. Управление имуществом подопечных

Порядок управления имуществом подопечных, условия и порядок хранения и отчуждения этого имущества, а также формы отчета опекунов, попечителей по управлению и хранению имущества подопечных устанавливаются Правительством Республики Беларусь.

Статья 166. Обжалование действий опекунов, попечителей

Действия опекунов, попечителей могут быть обжалованы любым лицом, в том числе и подопечным, в органы опеки и попечительства по месту жительства подопечного, а лицом, достигшим четырнадцати лет, - в суд.

Статья 167. Освобождение опекунов, попечителей от выполнения ими своих обязанностей

Органы опеки и попечительства освобождают опекунов, попечителей от выполнения ими своих обязанностей в случае возвращения детей на воспитание родителям, при усыновлении или помещении лиц, находящихся под опекой или попечительством, в соответствующие учреждения.

Опекуны, попечители могут быть освобождены от своих обязанностей также по их личной просьбе, если органы опеки и попечительства признают, что эта просьба вызвана уважительными причинами (болезнь опекуна или попечителя, изменение состава семьи, материальных условий, отсутствие необходимого контакта с подопечным, переезд на постоянное жительство в другую местность и т.п.).

Попечитель над совершеннолетним лицом, нуждающимся в попечительстве по состоянию здоровья, подлежит освобождению от выполнения им своих обязанностей по требованию подопечного.

Статья 168. Отстранение опекунов, попечителей в случае ненадлежащего выполнения ими своих обязанностей

В случае ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем возложенных на него обязанностей без уважительных причин орган опеки и попечительства отстраняет опекуна или попечителя от выполнения этих обязанностей.

При использовании опекуном опеки в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи орган опеки и попечительства обязан отстранить опекуна и передать прокурору необходимые материалы для решения вопроса о привлечении виновного лица к ответственности в установленном законом порядке.

 

 

Приёмная семья

В последние годы государственная политика Республики Беларусь направлена на реализацию права ребенка проживать и воспитываться в семье. Наибольшее распространение в республике получила такая форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как приемная семья.

Согласно Кодекса Республики Беларусьо браке и семье (9 июля 1999 г. № 278-З ),

Статья 169. Приемная семья

Приемная семья является формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и трудового договора.

Договор о передаче ребенка (детей) и трудовой договор заключаются между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).

На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), не достигший (не достигшие) совершеннолетия, на срок, предусмотренный указанным договором.

Положение о приемной семье утверждается Правительством Республики Беларусь.

Статья 170. Дети, передаваемые на воспитание в приемную семью

На воспитание в приемную семью передаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе находящиеся в детских интернатных учреждениях, государственных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

Подбор детей для передачи в приемную семью осуществляют органы опеки и попечительства, иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей, по согласованию с лицами, желающими принять детей в семью.

Разъединение братьев и сестер, как правило, не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам.

Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения. Ребенок, достигший десяти лет, может быть передан в приемную семью только с его согласия.

Статья 171. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью

Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью должен предусматривать условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора.

Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью может быть расторгнут досрочно по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин (болезнь, изменение семейного или имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с ребенком (детьми), конфликтные отношения между детьми и другие), а также по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей), или в случае возвращения ребенка (детей) родителям, или в случае усыновления ребенка (детей).

Статья 172. Содержание детей, переданных в приемную семью

На содержание каждого ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.

Орган опеки и попечительства обязан оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий жизни и воспитания ребенка (детей), а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка (детей).

Статья 173. Приемные родители

Приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

лиц, в судебном порядке лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах;

отстраненных от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на них законом;

бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и обязанности по воспитанию ребенка;

лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за умышленные преступления, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления против человека;

лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей в соответствии с частью первой статьи 851 настоящего Кодекса.

Перечень заболеваний, при наличии которых лица не могут быть приемными родителями, устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Подбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства.

При наличии нескольких лиц, желающих стать приемными родителями одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка при условии обязательного соблюдения требований настоящей статьи и интересов ребенка.

Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна, попечителя.

Статья 157. Обязанности опекунов и попечителей по охране личности и здоровья несовершеннолетних, совершеннолетних подопечных и защите их прав и законных интересов

Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании несовершеннолетних, совершеннолетних лиц, находящихся под их опекой или попечительством, создании этим лицам необходимых бытовых условий, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и законные интересы.

Опекуны над недееспособными лицами вследствие их душевной болезни или слабоумия обязаны, кроме того, следить за осуществлением над подопечными постоянного медицинского наблюдения. В случае выздоровления подопечного опекун обязан заявить в суд ходатайство о признании подопечного дееспособным.

Обязанности, предусмотренные настоящей статьей, не возлагаются на попечителей над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами.

Статья 158. Права и обязанности опекунов, попечителей по воспитанию несовершеннолетних

Опекуны, попечители над несовершеннолетними имеют право и обязаны воспитывать подопечных, заботиться об их физическом развитии и обучении, готовить их к общественно полезному труду.

Опекуны, попечители вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой, попечительством, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства.

Опекуны, попечители с учетом мнения ребенка имеют право выбора учреждения образования и формы обучения ребенка до получения им общего среднего образования и обязаны обеспечить получение ребенком общего базового образования.

Опекуны, попечители не вправе препятствовать ребенку общению с родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка. Споры, в случае их возникновения, разрешаются органом опеки и попечительства.

Граждане, назначенные опекунами, попечителями, обязаны проживать совместно со своими несовершеннолетними подопечными.

В отдельных случаях орган опеки и попечительства может дать разрешение на раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим четырнадцати лет, если раздельное проживание не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и законных интересов подопечного.

О перемене места жительства опекуны, попечители обязаны извещать орган опеки и попечительства.

Статья 159. Право опекунов, попечителей требовать возврата им детей от лиц, удерживающих их у себя без законных оснований

Опекуны, попечители вправе требовать возврата им подопечных от любых лиц, удерживающих их у себя без законных оснований.

Это право опекуны, попечители реализуют в порядке, предусмотренном статьей 79 настоящего Кодекса.

Статья 160. Гражданско-правовые обязанности опекунов, попечителей

Опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

Попечители оказывают подопечным содействие при осуществлении ими своих прав и выполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Попечители над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет дают согласие на совершение тех сделок, которые по закону несовершеннолетний не вправе совершать самостоятельно.

Попечители над ограниченно дееспособными лицами дают согласие на получение этими лицами причитающихся им платежей и на распоряжение полученными денежными суммами и иным имуществом в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь.

Статья 161. Сделки, для совершения которых требуется предварительное разрешение органов опеки и попечительства

Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель – давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе по обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его в аренду (в наем), безвозмездное пользование или в залог; сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Разрешение на заключение договоров и совершение других юридических действий, указанных в настоящей статье, дается в письменной форме каждый раз, когда возникает необходимость совершить такое действие.

Статья 162. Сделки, которые не вправе совершать опекун, попечитель, и последствия их совершения

Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

Совершение договора дарения от имени подопечного малолетнего не разрешается.

В случае совершения сделок опекуном или попечителем с нарушением требований настоящей статьи они признаются недействительными как не соответствующие требованиям закона в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь.

Статья 163. Содержание подопечных

Опекуны, попечители не обязаны содержать лиц, находящихся под их опекой, попечительством, за счет собственных средств.

Пособие на несовершеннолетних подопечных назначается на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Статья 164. Распоряжение текущими доходами (поступлениями) подопечных

Суммы, следуемые подопечным в качестве пенсий, пособий, алиментов и других текущих поступлений, поступают в распоряжение опекуна или попечителя и расходуются ими на содержание подопечных.

Если этих сумм недостаточно для покрытия всех необходимых расходов, то они могут быть возмещены из другого имущества, принадлежащего подопечному.

Несовершеннолетние подопечные в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно получают и распоряжаются своим заработком, стипендией и иными собственными доходами, осуществляют права автора изобретения, промышленного образца, произведения науки, литературы или искусства, иного охраняемого законодательством результата своей интеллектуальной деятельности, вносят денежные средства в банки или небанковские кредитно-финансовые организации и распоряжаются ими в соответствии с законодательством, совершают мелкие бытовые сделки, сделки, направленные на безвозмездное получение выгод, не требующие нотариального удостоверения или оформления либо государственной регистрации, сделки по распоряжению средствами, предоставленными опекуном, попечителем или с согласия опекуна либо попечителя третьим лицом для определенной цели или свободного распоряжения.

При наличии достаточных оснований суд по ходатайству заинтересованных лиц может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными собственными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме.

Статья 165. Управление имуществом подопечных

Порядок управления имуществом подопечных, условия и порядок хранения и отчуждения этого имущества, а также формы отчета опекунов, попечителей по управлению и хранению имущества подопечных устанавливаются Правительством Республики Беларусь.

Статья 166. Обжалование действий опекунов, попечителей

Действия опекунов, попечителей могут быть обжалованы любым лицом, в том числе и подопечным, в органы опеки и попечительства по месту жительства подопечного, а лицом, достигшим четырнадцати лет, – в суд.

Статья 167. Освобождение опекунов, попечителей от выполнения ими своих обязанностей

Органы опеки и попечительства освобождают опекунов, попечителей от выполнения ими своих обязанностей в случае возвращения детей на воспитание родителям, при усыновлении или помещении лиц, находящихся под опекой или попечительством, в соответствующие учреждения.

Опекуны, попечители могут быть освобождены от своих обязанностей также по их личной просьбе, если органы опеки и попечительства признают, что эта просьба вызвана уважительными причинами (болезнь опекуна или попечителя, изменение состава семьи, материальных условий, отсутствие необходимого контакта с подопечным, переезд на постоянное жительство в другую местность и т.п.).

Попечитель над совершеннолетним лицом, нуждающимся в попечительстве по состоянию здоровья, подлежит освобождению от выполнения им своих обязанностей по требованию подопечного.

Статья 168. Отстранение опекунов, попечителей в случае ненадлежащего выполнения ими своих обязанностей

В случае ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем возложенных на него обязанностей без уважительных причин орган опеки и попечительства отстраняет опекуна или попечителя от выполнения этих обязанностей.

При использовании опекуном опеки в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи орган опеки и попечительства обязан отстранить опекуна и передать прокурору необходимые материалы для решения вопроса о привлечении виновного лица к ответственности в установленном законом порядке.

 

 

Патронатная семья

Патронатное воспитание является новой формой семейного устройства детей, при которой законное представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание, а права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между таким патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства (или его уполномоченным учреждением).

По словам директора Национального центра усыновления Натальи Поспеловой, «Патронатная семья - это семья, которая дружит с ребенком из детского дома, приглашает его в гости, берет с собой в театр, кино, на отдых. Передача ребенка на воспитание производится на основании договора. В договоре устанавливается срок, на который ребенок передается в семью, права и обязанности участников договора, другие условия, а также основания и последствия прекращения такого договора. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, переданные в патронатную семью, имеют все права воспитанников учреждений для детей-сирот, обеспечиваются за счет государства, а вот воспитательные функции берут на себя семьи».

- Приемные родители отличаются от усыновителей по всем определяющим параметрам, - рассказывает Наталья Поспелова. - Одно дело принять ребенка в свой род, дав ему фамилию, наследство, право называться сыном или дочерью, другое - устроиться на работу. Профессиональная мама, как и обычная, читает ребенку сказки и кладет ему в портфель яблоко. Но она не имеет материнских полномочий: все судьбоносные для ребенка решения принимаются после обсуждения с нанимателем - отделом образования или социально-педагогическим центром. Если находится усыновитель или родная семья ребенка берется за ум, приемная мать отдает воспитанника в постоянную семью. Ей нельзя сказать кандидатам в усыновители: «Он же привязался ко мне!» или обнять ребенка, вздыхая: «Будет ли родная мама любить тебя так же сильно?» У состоявшегося приемного родителя нет ролевого конфликта, поэтому она просто расскажет усыновителям, какие блюда любит ее воспитанник и под какую колыбельную привык засыпать. Она работает в интересах ребенка.

Патронатное воспитание уже внедрено в России, Румынии, Украине, других странах. Это очень удобно для тех взрослых, которые хотят общаться с детьми и воспитывать их, но не могут или пока что не готовы их усыновить или оформить над ними опеку.

Директор Национального центра усыновления считает, что за десять лет белорусам удалось осмыслить зарубежный опыт профессиональной семейной заботы и найти свой путь - в обход «грабель», о которые с послевоенных лет спотыкались зарубежные коллеги. Сегодня можно с уверенностью говорить о двух огромных преимуществах приемной семьи перед другими формами замещающего родительства.

- Во-первых, профессиональный родитель не выбирает себе детей, принимая и подростков с асоциальным поведением, и детей с особенностями развития, и "временных", родители которых попадают в места лишения свободы. Во-вторых, приемная семья, которая живет в том же районе, что и биологическая, дает ребенку право на постоянство территории. Кроме всех известных бед, которые выпадают на долю сироты по определению, есть еще одна - постоянные и не всегда оправданные перемещения. По банку данных Центра усыновления мы подсчитали, что дети-сироты, пока повзрослеют, до шести раз меняют интернатное учреждение, а вместе с ним город, друзей, привычную обстановку. Им приходится постоянно приспосабливаться к новым людям и условиям. Случается, окончивший столичную школу сирота узнает, что где-нибудь в далекой деревне близ российской границы у него есть домик: по закону, сирота реализует свое право на социальное жилье по месту приобретения статуса.

Патронатное воспитание является более гибкой формой устройства детей в семью и позволяет жить в семье ребенку любого возраста, как при наличии у него установленного юридического статуса, так и непосредственно сразу после изъятия из семьи, вместо помещения его в приют.

Патронатное воспитание существует только там, где имеются специализированные службы по устройству детей — уполномоченные организации органов опеки и попечительства, с которыми патронатные воспитатели заключают договор.

Патронатная семья по своему статусу характеризуется тем, что ребенок остается воспитанником детского дома и передается в семью на основании договора. Администрация детского дома остается законным представителем ребенка, а психолог, социальный педагог, другие педагогические, медицинские работники продолжают выполнять свои обязанности по отношению к ребенку, участвуют в воспитании, защите его прав.

Патронатными воспитателями могут быть совершеннолетние граждане Республики Беларусь обоего пола. Патронатные воспитатели проходят подготовку и обследование семьи в уполномоченной службе по патронату. По итогам специальной подготовки дается заключение. Патронатными воспитателями могут стать люди, которые никогда бы не смогли и не решились стать усыновителями или опекунами. Это, и одинокие женщины, и пожилые супружеские пары, и люди, не имевшие опыта воспитания детей и нуждающиеся в специальных знаниях. Специальная подготовка, подбор семьи и ребенка по психологической совместимости, профессиональная помощь после устройства ребенка, возможность освоиться в новой роли, индивидуальный подход.

Лицо, изъявившее желание стать патронатным воспитателем, обязано пройти специальную подготовку. Специальная подготовка и обследование семьи данного лица осуществляется уполномоченной службой (организацией) по патронату в индивидуально определяемый для него срок.

Труд патронатного воспитателя является социально значимым трудом. На содержание каждого ребенка патронатному воспитателю выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и предоставляются льготы.

Правоотношения между ребенком и патронатным воспитателем прекращаются по истечении срока договора о патронатном воспитании.

Виды патронатного воспитания:

·                     длительный патронат: ребенок устраивается в семью фактически до совершеннолетия. Возврат в кровную семью крайне маловероятен по причинам необратимого распада и деградации этой семьи.

·                     краткосрочный патронат: применяется в случаях, когда ребенок был срочно изъят из кровной семьи и по каким-либо причинам ему противопоказано или не обязательно нахождение в детском учреждении для диагностики и подготовки к жизни в семье (ребенок-инвалид, младенец, ребенок с особыми психологическими проблемами). Размещение производится на срок до нахождения постоянной патронатной семьи, либо семьи усыновителей; или до возвращения в кровную семью.

·                     частичный патронат: ребенок посещает патронатную семью в выходные, праздничные и каникулярные дни. Этот вид патронатного воспитание также может выполнять задачи подготовки воспитанников старшего возраста к самостоятельной жизни после выпуска из учреждения.

 

 

 

Гостевой режим

Часто будущие родители перед окончательным решением "усыновить", хотят взять ребенка на некоторое время - на выходные, на несколько дней, недель, чтобы узнать ребенка получше.

Или если есть большое желание помочь детям-сиротам, но взять ребёнка в семью насовсем по разным причинам невозможно? Существует такая форма общения с детдомовскими детьми, как гостевой режим или гостевая семья.

Детей, воспитывающихся в детских домах, можно принимать в гости на выходные, праздничные дни, каникулы и т.д. семьи, которые в этом заинтересованы. И такие программы проходят в каждом детском доме и интернате.

Трудно точно определить, когда в детских домах возникла идея приглашать детей в гости. Сотрудники детских домов рассказывают, что дети многое недополучают, они социально запущены. Многие дети не знают, как строятся взаимоотношения в семье, и, выходя во взрослую жизнь, им бывает трудно строить собственную семью.

Конечно, людей, берущих в гости детей из детских домов, волнуют болевые моменты, связанные с тем, что, предположим, ребёнка берут в гости, но в дальнейшем его не будут усыновлять или брать под опеку, а просто берут в гости на время, чтобы вывести его из той обстановки, в которой он живёт. Не является ли это травмой для ребёнка? Зачем это нужно детям? Полезно ли для них, привыкших к жизни в детском доме, перемещение в иную среду, отличную от той, в которой они сейчас живут? Как отразится на детях возвращение в детский дом, будут ли они переживать, что их не оставили в семье? Кто-то пытается взвесить – чего для ребенка больше - радости и пользы или травм и разочарования?

Многие психологи, работающие в детских домах, говорят: польза от того, что детей берут в гости, пусть даже на короткое время - несомненная.

Во-первых, ребёнок видит образец семейных отношений, видит , что такое семья. Ведь из выпускников интернатных учреждений только 20% создают какую-то свою семью, и скорее всего это те дети, у которых в опыте жизни когда-то была семья.

Во-вторых, у ребёнка появляется человек, значимый для него, который им интересуется, который для него что-то делает. Это же очень важно. Ведь он или она может снять трубку и просто сказать: «Тётя Наташа! Я сегодня математику не сделала, у меня чего-то не получается», или напомнить: «У меня скоро день рождения…» Уже завязываются психологические, человеческие отношения, это очень важно для ребёнка.

Далее: ребёнок, которого берут в гости, очень многое узнаёт, развивается в познавательном отношении, его куда-то водят, что-то показывают, рассказывают. Для развития очень важны впечатления. Почему дети в интернатах плохо учатся? Потому что у них суженный кругозор, он замкнут на узком мирке.

Часто, беря ребёнка на выходные или каникулы в гости, люди проводят какое-то лечение ребёнка, например, зубов или застарелого кашля, до которого в детском доме у штатных медсестёр просто не доходят руки.

О необходимости посещения детдомовскими детьми семей говорят не только сами наставники, но и сотрудники детских домов. Воспитатели отмечают, что дети становятся мягче, менее озлобленными. Они живут с надеждой, что кто-то заботится о них, что они кому-то нужны.

Однако всех волнует один вопрос: ведь ребёнок, когда его отдают обратно в детский дом после гостей, переживает это? Да, ребёнок переживает. Но – а можно прожить в жизни вообще без переживаний? Ведь мы всё время с кем-то встречаемся, расстаёмся… Жизнь состоит из встреч, потерь, расставаний. И с ребёнком, который имеет опыт подобных переживаний, что происходит? Формируется характер. Он закаляется, а не растёт в своей так называемой психологической капсуле, зажатый в своём мирке, из которого боится высунуться.

Но люди, берущие детей в гости, должны быть подготовлены, например, к тому, что ребёнок рано или поздно спросит: а вы можете меня взять насовсем? Нужно с самого начала себя и ребёнка настроить на то, что он идёт именно в гости, что это не навсегда, объяснить, почему вы не можете его взять насовсем: например: я бы хотела тебя взять, но смотри – у нас совсем нет места, негде спать, или болеет мама, или вот ещё какие-то обстоятельства. Самое главное – ничего не обещать, не обманывать ребёнка и не давать ему надежды: «Ты знаешь, я ещё не решил, может, я и смогу тебя взять насовсем…» Вот этого не должно быть. Границы должны быть определены сразу, с самого начала: ты – гость, я – хозяйка. И вести себя нужно, как в гостях. Называть вас ребёнок должен по имени-отчеству, никаких «мам»… Если границы установлены сразу, то всем легко – и детям, и взрослым. Ребёнок с самого начала должен быть настроен правильным образом, причём желательно, чтобы это был ребёнок старше семи лет, потому что малышу невозможно объяснить, что его взяли на короткое время, а ребёнку постарше вполне возможно.

Потом существует такой момент: дети быстрее забывают всё, быстрее проживают все переживания. Я помню, одна моя знакомая, когда в первый раз брала девочку в гости, всё терзалась, как же она её будет возвращать. А девочка совершенно спокойно вернулась в группу, и позже говорила: «Вы знаете, вот меня как будто две. Я когда у вас – мне хорошо, мне нравится, но я про девочек вспоминаю, мне хочется им рассказать, показать, что я у вас видела. А когда я там – я о вас вспоминаю». У детей пластичная нервная система, они быстро переключаются.

Очень важно, расставаясь с ребёнком, говорить ему: «Я к тебе приеду тогда-то». Чтобы не было неопределённости, чтобы не было никаких «может быть». Если не можете приехать в назначенный день, лучше позвонить, предупредить, объяснить причину, по которой не можешь приехать… Ребёнок страдает от неопределённости.

В гостях нельзя позволять ребёнку садиться на шею, сильно выделять его из своих детей, делать всё, что он ни попросит. Нужно уметь в чем-то и отказать ребёнку: «Нет, я не могу это купить, это дорого, у меня нет на это денег», чтобы в ребёнке не выработалось исключительно потребительское отношение.

Среди негативных моментов воспитатели отметили, что старшие начинают ревновать младших и обижаться, что их не приглашают в гости, отказываются идти на воскресенье к родственникам, бабушкам. Отмечают также, что обилие подарков и новых вещей приводит к тому, что дети перестают ценить вещи, заявляя «а нам еще купят». Есть ещё один важный момент.

Прежде, чем вы заберете ребенка в гости, помните – эти дети вам ничем не обязаны. Пока, по крайней мере. Сам факт того, что вы взяли их к себе домой, их к долгосрочным и тесным отношениям с вами еще не обязывает. Вы берете их к себе в гости потому, что у вас, в первую очередь, есть такая потребность (у них, разумеется, тоже, но не об этом сейчас речь). И еще раз ответьте себе - надо ли вам это? Если надо, то будьте готовы заниматься ребенком долго и не бросать его при первых трудностях. Подобные установки важны, чтобы потом не возникли сомнения, изложенные в одном из писем: «Мы пошли в приют, чтобы взять в гости девочку, прежде чем усыновлять. Нам показали двух и предложили посмотреть на них в домашних условиях. Выбрали пока одну. Девочка умненькая, хотя и учится в специальной школе, подвижная. Но, у меня создалось впечатление, что ей не нужна семья. Все сводилось к одному: а что вы еще можете мне подарить? Я вот такое же хочу! Ну вот, день уже кончается, а вы меня еще не развлекали толком. Не сводили никуда!» Когда привезла ее обратно, она вырвала пакеты с подарками из моих рук и ушла в свою комнату, даже не оборачиваясь и не сказав «до свидания». И теперь у меня появились сомнения, а нужна ли таким детям семья? И честно говоря, у меня уже нет желания брать другую девочку, только обещание обязывает меня сделать это».

А вот ответ на это письмо из интернетовской конференции: «А чего вы ждали? Восхищения и благодарности? Страстного желания влиться в вашу семью? Их не будет. Если ВАМ это надо, то просто дарите свое тепло ребенку и не ждите ничего взамен. Со временем, очень постепенно ее сердечко оттает, и вы начнете получать огромное взаимное удовольствие от общения. И первый шаг к этому – дать понять, что вы не случайный прохожий в ее жизни. Ведь ее уже один раз бросили – родители…»

В любом случае, гостевая семья помогает ребенку выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения, прочувствовать как функционирует семья: понять функции членов семьи, получить навыки ведения хозяйства и общения со взрослыми и другими детьми в семейном кругу.

По материалам сайта Милосердие.ru