Примерная комплексная характеристика несовершеннолетнего

(авторы-составители А.Р.Борисевич, В.Н. Пунчик),

состоящего на учете ИДИ, ВК

1.      Состояние здоровья и развития учащегося (заполняется совместно с врачом).

1.1.Общая оценка здоровья учащегося (по данным меди­цинской карты).

1.2.Признаки повышенной нервозности: отсутствуют; повышенная утомляемость, пониженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспыш­ки гнева, агрессивность по отношению к учителям, отказ от контактов, общих дел, склонность к разрушительным дей­ствиям, садизм, другие  признаки.

1.3.Патологические влечения:

- курит (не курит, курит эпизодически, систематически);

- употребляет спиртные напитки (не употребляет, упот­ребляет эпизодически, систематически);

- употребляет токсико-нарковещества (не употребляет, употреблял однократно, систематически).

1.4.  Состоит на диспансерном учете, по поводу чего.

2. Психологическая атмосфера семьи:

- благоприятная;

- неблагоприятная;

- крайне неблагоприятная.

2.1. Данные о родителях (отец, мать): образование, про­фессия, место работы. Другие члены семьи.

2.2. Тип семьи:

- благополучная (родители морально устойчивы, владе­ют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера семьи положительна);

- неблагополучная, в т. ч.:

- педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания); отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, жестокое обращение, систематические физические наказания, низкая осведомленность об интере­сах, о поведении ребенка вне школы);

- нравственно-неблагополучная (асоциальная; родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, тунеядствуют, содержат притон, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются);

- конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители повышенно раздражительны, жестоки, нетерпимы).

2.3. Характер взаимоотношений родителей с ребенком:

- семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка);

- чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий);

- попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономности ребенка);

- сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя и т. д.).

2.4. Организация режима труда и отдыха:

- какие обязанности выполняет в семье;

- соблюдается ли режим дня;

- кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания;

- как организовано общение учащегося в семье во время досуга, летнего отдыха, отпуска родителей.

3. Особенности учебной деятельности.

3.1. Успеваемость учащегося.

3.2. Отношение к учению: положительное, нейтральное, равнодушное, отрицательное.

3.3. Интеллектуальные возможности учащегося: высокие, низкие.

3.4. Мотивы учения: познавательный интерес к предме­там, осознание необходимости учиться в школьном возрасте, стремление получить оценку, заслужить одобрение взрослых, стремление избежать наказания, стремление к самоутверж­дению в группе сверстников.

4.         Положение в классном коллективе, отношение к коллективу.

4.1. Позиция учащегося в коллективе: лидер (звезда), пред­почитаемый, принятый, отвергаемый, изолированный.

4.2.С кем из класса наиболее близок. Характер взаимного влияния.

4.3.Взаимоотношения с другими одноклассниками: дело­вые, ровные, дружеские, теплые, конфликтные, ни с кем не общается.

4.4.Манера, стиль общения с окружающими:

- доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, легко перебивает, но не дает перебивать себя, нелегко признает свою неправоту);

- экстраверт (постоянно направлен на общение, легко вхо­дит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окру­жающим);

- интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочи­тает общению деятельность, в разговоре немногословен).

4.5.  Отношение к общественному мнению:

- активно-положительное (стремиться исправить недо­статки, учесть замечания и т. д.);

- пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет);

- безразличное (не реагирует на критику, не меняет по­ведения);

- негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведе­ния не меняет).

5.         Отношение к общественной деятельности и общественно - полезному труду.

5.1. Отношение к общественным поручениям: с готовнос­тью, без видимого интереса, отказывается.

5.2.  Выполнение общественных поручений: добросовест­ное, недобросовестное, по настроению, под нажимом, с ини­циативой,

5.3.  Отношение к трудовым делам класса: принимает ак­тивное участие, безразличен, демонстративно отказывается.

5.4.   Отношение к физическому труду:

- положительное (трудолюбие, часто предпочитает физический труд умственному, имеет золотые руки);

- равнодушное (не выделяет физический труд как интересную деятельность, от него не отказывается, но выполняет без инициативы);

-  отрицательное (ленив, трудится недобросовестно, под нажимом, к физическому труду относится свысока, пренебрежительно).

5.5.  Отношение к общественному имуществу: относится бережливо, по-хозяйски, равнодушно, демонстративно пренебрежительно, вплоть до умышленной порчи имущества.

6. Направленность интересов.

6.1. Проявляет интерес к деятельности: физический, умственный труд, техническая, общественно-политическая, организаторская, художественная (артистическая, литературная, музыкальная, хореографическая и т. д.), спортивная деятельность.

6.2. В каких кружках (секциях) состоит, состоял.

6.3. Культурный кругозор: посещает ли и насколько часто театры, выставки; каковы читательские интересы, какую литературу предпочитает, регулярность чтения (книг не читает, читает эпизодически, читает систематически).

7. Особенности сферы свободного общения учащегося.

7.1. Сколько времени уделяет «уличному» общению в течение недели, часы вечернего прихода домой.

7.2. С кем имеет дружеские связи вне класса, какое влияние оказывают на учащегося.

7.3. Постоянное или предпочитаемое место «уличного» общения (клуб, двор, подъезд и т. д.).

7.4. Содержание общения в уличных играх: работа с тех­никой, автомототехникой, посещение кино, игра на гитаре, бесцельные времяпрепровождения, выпивки, курение, азар­тные игры и т. д.

8. Самооценка личности.

8.1. Уровень самооценки:

- адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности и достижения);

- завышенная (некритичен по отношению к себе, преуве­личивает свои положительные возможности и достижения);

- заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения).

8.2.    Какими бы чертами хотел обладать, от каких бы хотел избавиться.

9. Особенности поведения.               

9.1.Положительные поступки учащегося. Как часто они совершаются. Возможные мотивы их совершения.

9.2.Отрицательные поступки (проступки), их проявления (эпизодически, систематически), их характер: грубость, дра­ки, прогулы, опоздания на уроки, нарушения дисциплины в классе, отказ от требований, поручений, не работает в классе на уроках.

9.3.Правонарушения учащегося: воровство, вымогательство у младших и слабых, попытка к насилию, жестокое обраще­ние с животными, проявление садистских наклонностей, гру­бые нарушения общественного порядка (хулиганство).

9.4.Отношение к своим поступкам: равнодушен, пережи­вает, оправдывает, осуждает.

9.5.Как относится к педагогическим воздействиям: с оже­сточением, равнодушно, понимает и старается выполнить требования.

 

С какого срока состоит на учете ИДИ; внутри школы.