ВИКТОРИНА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9 КЛАСС

«ПОВТОРЯЕМ ПРОЙДЕННОЕ»

«Слово о полку Игореве»

1.    Заполните таблицу:

 

1. Главные герои – исторические лица

 

 

2. Другие исторические лица, упоминаемые в «Слове»

 

3. Города

 

4. Реки

 

5. Исторические события

 

6. Предзнаменования.

 

7. Идея «Слова»

 

 

  1. Композиция произведения.      Найдите соответствия:

 

·        Обращение ко временам Бояна.

 

·        Сборы Игоря в поход. Затмение солнца.

 

·        Сведения о походе и битве.

 

·        Поражение Игоря. Сон Святослава. Золотое слово.

 

·        Плач Ярославны.

 

 

·        Побег из плена и возвращение Князя Игоря на Русь.

 

 

·        Вступление. Пролог

 

·        Экспозиция

 

·        Завязка действия

 

·        Развитие действия

 

·        Кульминация

 

·        Развязка

 

·        Заключение. Эпилог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3.      Верные – неверные утверждения

n  1. Жанр «Слова» - житие. Сюжетом «Слова» является неудачный поход князя Игоря в 1185 году против половцев.

n  2. События в «Слове» расположены не в хронологической последовательности.

n  3. Князь Игорь был потомком Ярослава Мудрого.

n  4. Князь Игорь правил в Киеве.

n  5. Цель похода – завоевание новых земель.

n  6. Перед походом князь Игорь увидел вещий сон с дурным предзнаменованием.

n  7. Войско князя Игоря было разгромлено на реке Каяле.

n  8. Князь Игорь был ранен в ногу.

n  9. Бежать из плена Игорю помог половец Овлур.

 

4.

n  1.Какие исторические события легли в основу?

n  2.Назовите автора «Слова».

n  3.Кем и когда было найдено «Слово»?

n  4.Что является политическим центром «Слова»?

n  5.Что является лирическим центром «Слова»?

n  6.Кто написал оперу «Князь Игорь»? Сколько лет создавалась опера? Кто ее закончил?

n  7.Какие художники оставили репродукции к «Слову»?

n  8.Чьи переводы «Слова» вы знаете?

n  9.С какой птицей сравнивает себя Ярославна?

n  10.Кого автор «Слова» называет Гориславичем?    Почему?

n  11.Определите жанр «Слова».

n  12.Какова идея «Слова»?

 

5. Восстановите правильный порядок следования частей:

n  1. Обращение к князьям. Золотое слово Святослава.

n  2. Диалог на расстоянии между Игорем и Всеволодом Буй Туром

n  3. Выезд Игоря. Зловещие знамения.

n  4. Вступление (зачин). Боян.

n  5. Отрывочные сведения о походе и битве, перемежающиеся с воспоминаниями об Олеге Гориславовиче и судьбе его гнезда.

n  6. Сборы Игоря в поход. Затмение солнца.

n  7. Поражение князя Игоря. Сон Святослава.

n  8. Побег Игоря из плена.

n  9. Обращение к князьям. Золотое слово Святослава.

n  10. Возвращение на Русь.

n  11. Плач Ярославны.

 

 

1.      Соотнесите фамилии писателей с годами их жизни:

 

 

А.С. Пушкин

 

В.А. Жуковский

 

А.С. Грибоедов

 

Г.Р. Державин

 

М.В. Ломоносов

 

1795-1829

 

1743-1816

 

1799-1837

 

1711-1765

 

1783-1852

 

 

2.      Кто из известных русских поэтов

- в составе Преображенского полка участвовал в перевороте, возведшем на престол Екатерину     , а впоследствии стал министром юстиции?

-  был одним из первых выпускников Царскосельского Лицея?

- в составе ополчения участвовал в Бородинском сражении?

- служил секретарем русской дипломатической миссии в Персии?

- дважды ссылался на Кавказ?

- создал учение о 3-х «штилях»?

- служил при императорском дворе в качестве воспитателя и учителя будущего царя        Александра     ?

- Один известный русский поэт получил от другого известного русского поэта его портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя». Назовите фамилии обоих поэтов. В связи с чем был сделан этот подарок?

 

3.      Выберите лишний элемент. Ответ аргументируйте.

 

А) Слово, житие, ода, хожение, летопись.

Б) Дон, Нева, Донец, Стугна, Днепр, Каяла, Немига, Волга

В) метонимия, аллегория, гипербола, комедия, метафора

 

4. Дайте определение следующим понятиям: амфибрахий, пиррихий, цезура, анафора, дактиль, ямб, хорей, анапест.

 

5.      Соотнесите литературные направления с их отличительными признаками:

 

 

Классицизм

 

Романтизм

 

Реализм

 

 

 

     Разочарование в действительности; обусловленность характеров героев объективными обстоятельствами, окружающей их средой; изображение личности, подчиняющей свои интересы общественному служению; изображение исключительных характеров в исключительных обстоятельствах; принцип жизненной правды, наиболее полное и верное отражение жизни; строгая иерархия жанров.

 

6.      Соотнесите названия жанров с их определениями:

 

 

Ода

 

 

 

 

Элегия

 

 

 

 

 

 

Баллада

 

 

 

 

 

Басня

 

 

    Повествовательное стихотворное произведение, в основе которого лежит необычный сюжет героического, фантастического или бытового характера.

 

    Жанр дидактической поэзии, короткая повествовательная форма, сюжетно законченная и подлежащая аллегорическому истолкованию как иллюстрация к известному житейскому или нравственному правилу.

 

    Торжественное стихотворное произведение восторженного характера, гимн в честь какого-либо известного лица или значительного, торжественного события.

 

Лирическое стихотворение, проникнутое грустью, философскими раздумьями.