Ассоциальное поведение – это действия граждан, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам: уголовные преступления, хулиганство, алкоголизм, наркомания, половая распущенность, бродяжничество и т.п.          

 

Этапы саморазрушения личности в школьном периоде.

 

 1 стадия – «Скрытый период». Ученику не дается учеба, не складываются отношения со сверстниками. Уму плохо. Он не может понять, почему у всех получается, а у него нет. Почему других хвалят, им же учитель недоволен, родители ругают. Он отчаянно не хочет быть хуже других, нервничает, не хочет идти в школу.

            Это трудность в ребенке и для ребенка. Он нуждается в педагогической поддержке, ему можно и нужно помочь, не дать потерять веру в себя. Сам себе ребенок помочь не может: он бы рад, но у него не получается.

 

            Ситуация характерна для учащихся начальной школы.

 

 2 стадия – «Явление трудного народу». Ребенок начинает протестовать. Уже понял, что не хочет мириться с тем, что он хуже других. Но делает это неконструктивно: спорит с учителями, родителям доказывает, что учитель не прав, психует, впадает в истерику. Постепенно озлобляется. На выговоры затравленно молчит. Многое делает на зло. Начинает уходить с уроков, конфликтует с родителями. Постепенно сближается с себе подобными «изгоями» общества. Здесь он как все, за счет кулаков может попасть в лидеры (а он так нуждается в признании, уважении).

            Как и на первой стадии – нужна помощь извне. Но сейчас отставание уже более тяжелое. Нужно больше помощи, больше настойчивости и терпения окружающих. Полезный ход в данном случае – искать возможность самоутверждения ребенка в деятельности внеклассной или внешкольной. Главное – войти в мир, в общественные отношения через полезную деятельность, через социально приемлемые формы самоутверждения. Чем раньше мы начнем искать ребенку «запасные аэродромы» социализации, тем лучше.

 3 стадия – «На перепутье». «Известная личность» в школе. Записной грубиян, драчун и двоечник. Его бояться дети, предпочитают не связываться учителя. Попал в поле зрения ИДН. Уроков пропускает больше, чем посещает. Сдружился с себе подобными. Внешне стал спокойнее, но жестче и злее. В жизни появилась какая-то, пусть криминальная романтика и смысл: возможность настоящей драки, соблазн сделать что-то запретное, проверить и проявить себя. И тогда появляется радость, уважение к себе, чувство незнакомого ранее наслаждения от жизни. Приятно курить, приятно «забалдеть» от выпитого вина или наркотиков. Чувствует себя сильным, взрослым, избавляется от вечного комплекса униженности, ущербности. Тут требуется перевоспитание трудно. Подросток вкусил радость запретного, асоциального. Не нашел себя в общественно полезной сфере бытия. Изменить подобное отношение может лишь личность органически добрая, великодушная, широкая, но, самое главное, умеющая что-то делать мастерски. Нужен герой! Только он может увлечь, заразить, научить, показать, что существует другой мир: умный, добрый, интересный. Как часто умелый тренер, фанатичный руководитель кружка, неторопливый мастер УПК вытаскивают ребенка с самого дна.

 

 4 стадия – «По ком тюрьма плачет». Может еще числится в школе, но уже давно не ученик. Многочисленные приводы в милицию. Шалит по мелочам, на крупном пока не попался. Разделяет и принимает уголовные мораль и закон. В них он видит защиту и справедливость. Пожалуй, нет страха перед тюрьмой, есть даже любопытство (проверить себя). Может пойти «на дело» за компанию. Все сожаления задавлены, мосты сожжены. Ко всем людям спокойная, тихая ненависть и недоверие.

 

            Перевоспитание затруднительно, хотя, наверное, возможно. Нужна встряска, «взрыв» (по Макаренко): любовь, смерть близкого, встреча с замечательным человеком, который бы «перевернул мир», разрушил ложные ценности, водрузил свои. Такие люди в жизни есть.